Финансовая грамотность детей

Привет всем моим читателям! Давайте сегодня поговорим о финансах для детей. Для того, чтобы человек умел грамотно распоряжаться своими финансами, такую привычку нужно заложить ему в детстве. На мой взгляд, это важнейшее умение, которое мы можем дать своим детям. Сейчас моя дочь учится в третьем классе. Но, к сожалению, в школе не обучают тому, как грамотно распоряжаться деньгами. Как их считать, копить, экономить и на что целесообразно их тратить. Финансовая грамотность детей важна также, как и основы предпринимательства, и построение семейных отношений.

Важность финансовой грамотности

Как хорошо было бы, если б дети заранее уже были готовы хотя бы к части трудностей, которые преподносит нам «взрослая» жизнь! Финансовая грамотность для школьников, на мой взгляд, очень важна.

финансоваяграмотностьдетей

Ведь именно знания, полученные в детские годы, могут стать основой для всей будущей жизни вашего ребенка. От них зависит, будет ли он в дальнейшем бережливым, самостоятельным и финансово — независимым.

И так как учителя не дают детям этой информации, это можем сделать лишь мы сами. Мы в силах привить им эти навыки и заложить фундамент для будущей жизни.

Навык управления финансами

Я знаю родителей, которые не дают своим детям денег на карманные расходы — считают, что это лишнее. А зря. Ведь вы на практике можете показать ребенку, как бережно относиться к денежным средствам. Конечно же, не нужно давать больше, чем вы можете себе позволить. Но даже если это всего пару сотен в неделю, объясните ребенку, что ими можно распорядится по-разному.

Можно, например, купить себе сладостей. А можно и отложить на что-то более существенное.

И даже малышу важно рассказывать, сколько стоят самые необходимые продукты, а сколько — игрушка, о которой он мечтает. Он должен уметь сравнивать — что обойдется дешевле, а что — дороже. Младший школьник уже может покупать себе что-то самостоятельно. И принимать решения — может ли он себе это позволить? Хватит ли ему денег?

Я считаю не нужно настаивать на том, чтобы ребенок потратил карманные деньги на то, что посоветуете вы. Но если он пока не в состоянии контролировать свои расходы, иногда разбирайтесь вместе — на что же уходят деньги. Возможно, стоит предложить ребенку сократить на время количество средств на карманные расходы, чтобы ему было проще держать траты под контролем.

Важно также объяснить, что не стоит гнаться за теми сверстниками, которые обеспечены родителями. Возможно, они в чем-то не нуждаются и могут позволить себе дорогие вещи. Но не стоит ради того, чтобы быть «не хуже» влезать в долги. Лучше пусть ваше чадо научится жить по средствам и думать самостоятельно, как деньги сохранить и приумножить.

Если вы понимаете, что ребенок болезненно воспринимает обстоятельство, что не может позволить себе то, что есть у его одноклассников, исправьте ситуацию. Не относитесь к его переживаниям пренебрежительно. Покажите — вам важно то, что он чувствует. И аккуратно выясните, почему конкретно он хочет быть похожим на других детей.

Для того, чтобы общаться с ними с позиции равного или доказать самому себе и окружающим, что мама и папа его тоже любят. Если ребенок не может здраво оценивать ситуацию в семье и не понимает цену деньгам, он может подумать, что вы отказываете в покупке из-за того, что жалеете денег. Плохо к нему относитесь.

управлениеденьгами

Навыки экономии и накопительства

Если мы получив деньги, сразу же бежим тратить их, чему мы можем научить детей? Гораздо лучше будет, если мы объясним чаду — деньги можно копить. А в будущем они могут принести прибыль. Для школьников важно постоянное повышение финансовой грамотности. Объясните ребенку, например, что такое банковские депозиты.

Возможно, он захочет накопить денег и положить эту сумму на депозит. Даже если доход от нее будет небольшим, деньги будут работать! И ребенок будет знать, что они работают. Постепенно можно рассказывать и о других способах вложения финансов. Сейчас есть множество банковских вкладов для детей, и даже дебетовых карт с кэшбеком.

Карманные деньги не должны служить поощрением за хорошую учебу или помощь по дому. Ребенок должен получать их на регулярной основе, независимо от его успехов. Ведь это основа формирования у него навыка планирования финансовых расходов.

Школьник вполне уже способен отвечать за свои текущие нужды. Например, платить за обеды в школе, за мобильную связь, делать небольшие подарки своим друзьям, платить за проезд в общественном транспорте. И даже покупать себе что-то из одежды. Постепенно сфера его распоряжения финансами будет расти. И вскоре он научится держать под контролем практически все свои расходы.

Моя дочь питается в школьной столовой через специальную карту «Инфошкола», деньги на нее кладет сама (которые я ей даю) и отслеживает баланс тоже она. В месяц выделяется определенная сумма и если она потратит по карте слишком много, то останется без обеда. Тем самым она учится распоряжаться деньгами грамотно.

Важно научить ребенка откладывать деньги на то, что ему хочется купить. Объяснить, что это гораздо выгоднее, чем брать в долг. К сожалению, сегодня все больше людей живут в кредит. И мы постоянно переплачиваем за те средства, что берем в займы. Это не лучшее решение. Можно объяснить, что взяв у вас в долг, он может на долгое время остаться без мороженого. Возможно, благодаря этому, у ребенка пропадет желание брать кредиты.

управлениеденьгамиграмотно

Расскажите, что если тратить денежные средства неразумно, это может привести к тому, что в семейном бюджете появится огромная «прореха», через которую будут ежемесячно утекать заработанные средства. Возможно он не захочет допускать этого и научится держать ответственность за бюджет семьи.

Ценность собственного времени труда

Объясните, что лишь тот человек может обеспечить себя и свою семью, кто достаточно времени уделяет труду. И конечно, донесите до ребенка мысль, что каждая работа должна быть достойно оплачена. Не стоит бояться просить за свои услуги больше денег, если они этого стоят. Это будет очень мощным стимулом в его развитии, формирования его личности.

Учите ребенка с детства делать выгодные покупки. Ведь неразумно переплачивать только за то, что указано на «этикетке». Бывает, что цену на такие товары завышают в несколько раз. И можно гораздо дешевле купить что-то более качественное и подходящее.

Однако, в некоторых случаях, покупка дорогих вещей может служить для ребенка отличным примером для формирования финансовых навыков. К примеру, предложите ему самому накопить на хороший гаджет. Пусть подумает, как он может сделать это в короткие сроки. Например, он может получать от вас какие-то дополнительные деньги за выполнение обязанностей по дому или за отличные оценки. Или если ребенок достаточно взрослый, он может подрабатывать.

Если вы понимаете, что ребенку понадобится слишком много времени, чтобы накопить на вещь его мечты, помогите ему. Скажите, что если он самостоятельно соберет какую-то часть необходимой суммы, то оставшуюся часть вы добавите.

Нужно донести до ребенка, что если он купит более дешевую вещь, альтернативную его «мечте», он может хорошо сэкономить. И на эти деньги купить себе что-то еще или потратить их на развлечения. Пусть решит, что важнее для него.

правильнораспоряжатьсяденьгами

Обучение с помощью игр

На сегодняшний день существует множество курсов по обучению финансовой грамотности детей и подростков, мастер-классов. Но особенно интересными и увлекательными будут для вашего ребенка бизнес игры. С их помощью он поймет, откуда берутся деньги и как с ними нужно обращаться.

• Игра «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Благодаря ей ребенок точно усвоит разницу между доходами и расходами человека за месяц. Цель в том, чтобы создать пассивный доход, превышающий собственные расходы. А для этого во время игры нужно совершать различные сделки. Очень интересная игра, играть в нее, одно удовольствие.

• «Монополия». Эта игра научит ребенка грамотно распоряжаться собственным капиталом. Благодаря ей он осознает, как добиваться наибольших успехов в бизнесе и в жизни. Как обходить своих конкурентов. Как не бояться и заключать контракты с выгодой для себя. Отличная игра, дочери очень нравится.

Ну и конечно, покупайте вашему маленькому «финансисту» специальную литературу, которая научит его распоряжаться деньгами. Для детей выпущено немало увлекательных книг на эту тему. У Роберта Кийосаки есть замечательная книга « Богатый Папа, Бедный Папа для подростков», книга «Несправедливое преимущество», «Мани или азбука денег» — автор Бодо Шефер, «Финансовые истории для подростков» — авторы Сергей Биденко и Ирина Золотаревич .

И, что очень важно, будьте для своих детей хорошим примером. 🙂

Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с финансами, совершенствуйте свои навыки в этом вопросе. Например, берите онлайн уроки финансовой грамотности. Тогда и ребенок будет обучаться охотнее и добиваться хороших результатов.

Что Вы думаете об этом?

Предыдущая запись Дневник благодарности
Следующая запись Дебетовые карты с кэшбэком
Обсуждение: 12 комментариев
  1. Здравствуйте. Финансовая грамотность очень нужна родителям, детям. Но, у меня такое впечатление, что нужны не грамотные люди для нашей «элиты». Ведь если большинство людей начнет разбираться в финансах, то банки потеряют заемщиков (люди поймут как жить без кредитов), работодатели потеряют сотрудников (которые работают на него, потому что есть семья, кредит, а эта работа — единственный источник дохода). «Им» нужно безграмотное умное стадо, умеющее выполнять свои задачи без ошибок.

    Лично я бы ввел в школах 3 новые дисциплины:

    -Финансовая грамотность (сабж статьи).

    -Семья и дом. Социально зрелое и крепкое общество основано на семье. Современные дети вообще не готовы к семейной жизни, зачастую не понимают что это, отсюда разводы, матери одиночки, сироты.

    -Образ жизни. Сейчас даже физическая культура не считается нормальным предметом. Часто слышу на собраниях: «Ребенок наш по всем предметам отличник, а с физкультурой беда, она что не понимает, что портит ребенку всю статистику оценок». Ну честное слово, ну смешно. Выгоните ребенка на стадион с мячиком, пусть жир растрясет, и нормально всё станет с физкультурой. А про то, что бухать в малых дозах даже полезно — ну так вообще, ну такая бредятина, и взрослые люди верят, ну такое промывание мозга.

    Готовим умных специалистов, которые в 30 лет будут иметь скалиозы, циррозы, и прочие болячки. Будут уверены, что это нормально, нужно ходить в аптеку и тратить целые состояния на медикаменты, платить исправно кредит и ЖКХ, и бояться потерять копеечную работу, потому что ничего другого не умеют, к ней его учили 11 лет в школе, 5 лет в универе. Да, и не забудьте всю ЗП сделать белой и платить все взносы на пенсию. Как показывает практика, у всех одинаково ничтожная пенсия, хоть платил, хоть не платил, за редким исключением. Боюсь, это выгодно только нам самим.

    1. согласна с Вами полностью

  2. Боюсь, это выгодно только нам самим.

    нужно перефразировать в

    Боюсь, быть финансово грамотным выгодно только нам самим.

    smile

  3. У нас сейчас любимая игра нашей семьи • «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Причем детям она очень нравится. Да и кроме игры проводим беседы, учим взаимодействовать с деньгами.

    1. действительно игра интересная, молодцы smile

  4. У нас ребенок приходит из школы и рассказывает, как одна девочка не жалеет деньги, все покупает в столовой, раздает деткам, угощает, с ней все хотят дружить, она «яко бы» крутая. Вот и я так хочу, деньги налево и на право.

    Поэтому, нужно с детьми беседовать, Вы абсолютно правы, финансовая грамотность нужна!

    1. и думаю они будут очень благодарны за это smile

  5. Обучение финансовой грамотности с детства — важно. Но не все родители уделяют этому аспекту воспитания должное внимание. У многих просто не хватает времени, многие сами не умеют обращаться с деньгами и не считают нужным учиться этому.

  6. Юлия, здравствуйте.

    Конечно же Вы правы. И именно поэтому в школах продолжат и дальше «отуплять» детей.

    Есть забавная книга «Самый богатый человек в Вавилоне». Одна из притч рассказывает о том, как город стал самым богатым благодаря мудрости жителей. А началось всё с того, что однажды царь возвратился с очередной войны и узнал, что в городе не осталось свободного в обращении золота — почти все монеты сосредоточились в руках нескольких богатеев. Тогда царь призвал самого состоятельного жителя и попросил научить остальных «финансовой грамотности», как сказали бы сейчас. Сначала были обучены 100 человек, потом эти люди передали мудрость остальным, что сделало Вавилон первым мегаполисом и богатейшим городом древности. А всё потому, что царь считал: богатый город тот, где богаты жители.

    К сожалению, сейчас считают иначе. Можно дальше вгонять население в кредиты и придумывать новые налоги, но это не приведёт к появлению новой денежной массы в абсолютном эквиваленте; иностранным инвесторам будет неинтересно вкладываться в такую страну — если люди нищие, они ничего не смогут купить.

    Вроде простая аналогия: люди больше зарабатывают, платят больше налогов, покупают более богатые вещи, государство становится богаче. Но… увы-увы, это почему-то слишком сложно для власть имущих.

    1. Здравствуйте Andi, книга отличная, рекомендую всем! Те принципы обращения с деньгами, которые в ней очень доступно рассказаны будут очень ценны для каждого человека и даже школьника

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.